Страховой Юрист
Консультация в Страховых Спорах
  • Москва:
    +7 (499) 653-60-72 доб: 844
  • Санкт-Петербург:
    +7 (812) 426-14-07 доб: 319
Мы в соц. сетях

Досудебное урегулирование страховых споров

Досудебное урегулирование страховых споров
Досудебное урегулирование страховых споров

Гражданским законодательством предусмотрено право на защиту своих прав и интересов в суде.

Это же право гарантировано каждому гражданину Конституцией.

Однако в правоприменительной практике приоритетным считается урегулирование споров во внесудебном порядке.

Этот принцип касается и споров, которые возникают в сфере страхового права, ведь всегда проще договориться, чем судиться.

Содержание:

Когда можно разрешить спор на досудебном этапе?

Зачастую досудебный способ урегулирования споров инициируется именно страхователями, а не страховыми компаниями.

Связано это с тем, что страховые компании юридически подкованы, а самые крупные из них имеют целый штат юристов, которым не составит труда представлять интересы нанимателя в суде.

Физическое же или юридическое лицо-страхователь понесет дополнительные затраты на правовую помощь. Кроме того, досудебный способ урегулирования споров является гораздо более быстрым и зачастую не менее эффективным.

Приоритетным является использование досудебного способа урегулирования страховых правоотношений при возникновении таких ситуаций:

  • нарушения прав страхователя страховщиком без наличия умысла к такому нарушению (примерами могут быть дефект компетенции исполнителя, утрата документов страховщиком и так далее);
  • критическое финансовое положение страховой компании (также в эту группу можно отнести технические кризисы компании – смены руководства, переезд);
  • неуверенность страховой компании в своей «правоте» (определить непрофессионалу достаточно тяжело);
  • нежелание страховщика вступать в судебный процесс или конфликт с правозащитными организациями;
  • правильная оценка страховщиком степени настойчивости и опытности страхователя;
  • неопытность руководства или сотрудником самого страховщика (страховой компании).

На некоторые из этих факторов юристы не советуют клиенту обращать внимание.

Опытный руководитель страховой компании (что, скорее всего, так в крупных компаниях) не будет показывать страхователю недочеты во внутренней структуре предприятия.

Для некоторых видов договорных отношений досудебный порядок урегулирования спора предусмотрен обязательно в законодательном порядке. К таким правоотношениям относят страховые отношения по договору ОСАГО. Такая обязанность для сторон установлена законодательством с 2014 года.

Порядок разрешения конфликта

Порядок урегулирования Порядок урегулирования

Прежде, чем вступать в процедуру досудебного (как и судебного) урегулирования споров с страховой компанией страхователю следует уточнить для себя ряд сведений:

  • суть претензии страховой компании к страхователю (не вызвал инспектора, договор не подписан надлежащим образом и другие);
  • обоснованность претензий страховой компании с юридической точки зрения;
  • полнота доказательной базы страховой компании.

Цель этого этапа – определить, готов ли страховщик к обращению в суд и к борьбе со страхователем в судебном порядке.

После уточнения всех этих сведений необходимо избрать инструмент, которым страхователь будет действовать.

К основным инструментам урегулирования страховых споров в досудебном порядке можно отнести:

  • письменные обращения в страховую компанию;
  • обращение в прессу;
  • обращение в контролирующие органы.

Последние два инструмента рекомендуется использовать только в самом крайнем случае. Первое, что необходимо сделать – обратиться к страховщику в письменном виде.

Подобное письмо необходимо отправить обычной почтой с уведомлением о вручении и описью вложения. Так отправитель получит подтверждение отправки и получения обращения, которое позже потенциально можно будет предъявить в суде.

Юристы рекомендуют обратиться к страховщику хотя бы дважды. В случае получения только одного уведомления страховая компания сможет найти аргументы, чтобы обосновать отсутствие ответа. Повторное уведомления предоставляет больше гарантий.

Для ОСАГО, как упоминалось ранее, установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Первым шагом для урегулирования споров по ОСАГО является направление претензии страховой компании.

По КАСКО направлять претензию также необходимо. Этот документ призван облегчить нагрузку на судебную систему. Порядок отправки такой претензии не установлен законодательством, однако осуществлять е е лучше в порядке указанном выше (отправка заказным письмом и т.д.).

Претензия может включать в себя следующие элементы:

  • данные страхователя (ФИО, ИНН);
  • номер страхового дела;
  • суть требований;
  • сумму, которую страхователь желает получить от страховой компании;
  • реквизиты сторон.

Суть претензии не ограничивается указанными элементами, однако без них она попросту становится бессмысленной (страховая компания сможет ссылаться на недостаточность данных для принятия решения в претензии).

Медиация, как один из способов

Медиация для досудебного урегулирования
Медиация для досудебного урегулирования

Для того чтобы не запутаться в перипетиях законодательства и договорных отношений физическим и юридическим лицам часто предлагают обращаться к такому виду услуг как медиация.

Медиатор (чаще всего юрист крупной специализированной компании или частный юрист) призван установить соглашение со страховой компанией, выгодное его клиенту без обращения в суд или специализированные органы.

Грубо говоря, медиация является своеобразным «посредничеством» между клиентом и страховой компанией для урегулирования споров между ними. Медиация является понятием достаточно широким и применяется не только для разрешения страховых споров, но и для оптимизации бизнес-процессов во всех сферах.

Для представления интересов перед третьими лицами, в том числе перед страховой компанией, для медиатора оформляется доверенность на представление интересов.

Перечень действий, которые медиатор уполномочен совершать от имени физического или юридического лица, оговаривается ими отдельно.

Такой перечень может также включать полномочия, которые касаются представительства в суде, других органах государственной власти.

Необходимо отметить, что чаще всего, при обращении в крупную юридическую компанию за помощью клиенту будет предложен именно медиатор, а не юрист, который специализируется на судебном урегулировании споров.

При урегулировании достаточно крупных споров о страховании и необходимости в сохранении конфиденциальности между клиентом и юридической компанией может быть подписано дополнительное соглашение о неразглашении сведений, полученных в процессе и результате деятельности медиатора.

Положения о неразглашении также может быть включено в основной договор как отдельный его пункт.

Преимущества медиации

В случае привлечения юриста-медиатора клиент получает ряд преимущества. С страховой компанией контактирует исключительно такой представитель.

Соответственно, контрагент воспринимается страховой более серьезно, чем тот, который не имеет соответствующей подготовки. Кроме того, для клиентов, которые занимаются бизнесом, это приносит существенную экономию времени.

На практике представители крупных страховых компаний и профессиональные медиаторы знакомы между собой, что также упрощает контакт между сторонами и является дополнительным фактором для ускорения процесса достижения мирового соглашения.

В целом досудебное урегулирование страховых споров несет обеим сторонам следующие преимущества:

  • ускорение процесса достижения соглашения;
  • отсутствие необходимости судебных затрат (оплата государственной пошлины за обращение в суд, оплата услуг юриста или другого представителя);
  • высокая возможность достижения соглашения при привлечении медиатора;
  • менее вероятное разглашение страхового случая и его обстоятельств.

Даже в случае, если обязательное досудебное урегулирование споров не установлено законодательством, сторонам можно порекомендовать использовать именно этот путь для достижения быстрого и эффективного результата.

Павел Зернов

Павел Зернов

С отличием закончил Российский государственный социальный университет факультет юриспруденции и ювенальной юстиции. С 2009 года специализируется на страховых спорах: Комплексное страхование юридических лиц, автострахование, медицинская страховка.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором.