Страховой Юрист
Консультация в Страховых Спорах
  • Москва:
    +7 (499) 653-60-72 доб: 844
  • Санкт-Петербург:
    +7 (812) 426-14-07 доб: 319
Мы в соц. сетях

Как узнать свой коэффициент безаварийности по ОСАГО?

Как узнать коэффициент безаварийности по ОСАГО и что это такое, как учитывается данный коэффициент?

При расчете стоимости полиса ОСАГО применяется большое количество коэффициентов, в том числе и коэффициент безаварийности.

Это делается с целью снижения  цены страхового полиса, правда, некоторые коэффициенты, напротив, повышают стоимость полиса.

С правилами применения и рассчеты постараемся разобраться в нашей статье.

Содержание:

Правила применения

В прошлом году в страховом законодательстве произошло ряд изменений.

Новшества введены нормативным актом № 329-ФЗ 28 ноября 2015 года.

В новых правилах указано, что на стоимость полиса влияет не только коэффициент, но и регион России, так как в некоторых регионах цена на полис ОСАГО сильно возросла.

В данный момент согласно последним изменения в ФЗ «ОБ ОСАГО» коэффициенты применяются в зависимости от:

  • Территориального принципа. Берется во внимание то, где используется преимущественно авто, что определяется исходя из места проживания собственника автомобиля или места регистрации предприятия, представительства, филиала.
  • Проведение страховых выплат страховщиками в прошлом при оформлении страхования ответственности для данного автомобиля.
  • Технической характеристики автомобиля: сезонного использования транспортного средства, возможность использования прицепа.
  • Также берется во внимание опыт безаварийного вождения, наличия иных обстоятельств, которые влияют на страховой риск.

Как применяются на практике?

После того, как мы определились со случаями применения коэффициентов, следует выяснить, как же все эти показатели применяются на практике при определении стоимости страховки.

Формула расчета стоимости ОСАГО несложная и выглядит следующим образом:

Полис = ТБ (базовый тариф) * КТ (коэффициент для определенной территории) * КБМ (коэффициент бонус-малус) * КВС (показатель возраст и стаж) * КО (коэффициент по ограничению) * КМ  (мощность двигателя)* КС (сезонность) * КН  (нарушения) * КП (коэффициент по сроку страхования).

Специалисты отмечают, что самый дешевый полис сможет получить водитель со стажем более 10 лет, не попадавший в аварии и проживающий в убыточном регионе.

Дороже всего за полис придется заплатить начинающим водителям, живущим в мегаполисах и имеющим мощное авто.

Бонус-малус: определение

Исходя из формулы получения стоимости полиса, можно сделать вывод, что бонус-малус – это один из составляющих коэффициентов, что берется во внимание при расчете.

Такой показатель означает, что собственнику авто дается скидка за продолжительную безаварийную езду. Часто именно этот показатель значительно повлияет на стоимость страховки.

К тому же бонус-малус должен присваиваться на основании отсутствия или наличия выплат по предшествующему полису ОСАГО.

Простыми словами, КБМ – это скидка, которая дается за аккуратную езду. Причем данный показатель присваивается каждому конкретному водителю, а не авто.

Следовательно, если клиент сменит автомобиль, то не потеряет бонус-малус. Страховые компании всегда были заинтересованы в том, чтобы их клиентами были аккуратные водители. КБМ установлен для премирования добросовестных и ответственных водителей.

Уточним, что в расчет берутся только те аварии, по которым производились выплаты, ведь страховщики компенсируют вред только при совершении ДТП по вине клиента.

Не будут учитываться дорожные происшествия, которые не были оформлены работниками ГИБДД (за исключением европротокола).

В обратном случае, если водитель часто становился виновником происшествий на дороге, ему могут существенно повысить стоимость оплаты за полис.

Бонус водителю предоставляют за безаварийное вождение, а за виновные действия – малус. Поэтому и употребляется такое название коэффициента. Класс повышается либо понижается для водителя после того, как прошел год с даты заключения предшествующего полиса.

Нюансы использования

При применении коэффициента бонус-малус действуют такие правила:

  • существует 13 классов коэффициента бонус-малус, которые составляются в зависимости от совершенных аварий и количества страховых выплат по ДТП;
  • если клиент сменит страховую компанию, скидка за них сохраняется, но перерыв не должен быть больше года;
  • если водитель признан виновником аварии, то к нему применят повышающий коэффициент. Новый полис для такого лица станет дороже на 50%. За каждый же год аккуратной езды начисляется скидка в 5 %.

Во время первого оформления полиса, водителю присвоят 3-й класс и первый коэффициент. А самый опытный водитель со стажем 10 лет получить скидку КМБ в размере 50%. К слову, это максимально возможный показатель скидки.

Расчет КМБ, если в ОСАГО вписаны другие водители

Исходя из правил страхового законодательства, можно отметить, что собственник авто может вписывать неограниченное число других водителей.

Но есть одно примечание: если в ОСАГО указано несколько водителей, то тогда берется во внимание только меньший размер скидки. Чтобы понять, что это значит на практике, приведем пример:

У отца есть полис на авто и его скидка за безаварийную езду уже составляет 20%, но он решает вписать в страховку сына, который является начинающим водителем.

В таком случае страхования компания не берет в расчет 20 % скидки, которая была у отца, а  5 % скидку, которая есть у сына. Поэтому вписать водителя, у которого более высокий размер скидки, выгоднее.

Таблица КМБ

Чтобы правильно определить КБМ существует специальная таблица.

Таблица расчета КБМ

Исходя из таблицы, можно понять, что если, к примеру, водителю дан 5 класс и КБМ по данному классу – 0,9, то в случае совершения им ДТП, в следующем году его класс понижается сразу на три позиции. Если же он за год совершит целых три аварии, то его понизят до класса 1.

Если за весь год не случилось ни одной аварии по вине водителя, то ему назначат класс 6.

Самый высокий класс – 13. Но обладатель наивысшего класса тоже не будет иметь каких-то привилегий, если совершит 3 ДТП за 1 год. В таком случае его класс понизится до единицы.

Страховая история

Чтобы страховая компания могла провести правильные расчеты КМБ и других показателей, при выдаче полиса страховой представитель производит запрос по поводу коэффициента бонус-малус водителя в базе союза автостраховщиков РФ (АИС РСА).

Данная база стремительно растет, где уже внесены данные о более ста миллионов договоров, что заключались в последние 2,5 года. Информация в базе появляется на основании документов, поданных страховщиком.

Данные в РСА страховая компания обязана подавать  не позже 15-ти дней после оформления договора страхования.

Если же у человека большой опыт безаварийного вождения, а при проверке бонуса-малуса оказалось, что ему присвоен низкий класс. То это может означать следующее:

  • страховая компании проигнорировала свою обязанность внести информацию в РСА;
  • или же в течение предыдущего года водитель не страховался и не был вписан в полисе другого собственника авто.

Если выяснится,  что информация в РСА не внесена по вине страховой компании, тогда необходимо самостоятельно подать информации в РСА и указать номера полисов, чтобы подтвердить тот факт, что вы не попали в аварии по своей вине.

На страховую компанию следует пожаловаться в Центробанк. Если все  эти действия не дали результата, придется восстанавливать коэффициент через суд.

Дополнительные коэффициенты

При расчете цены на полис, к клиенту также могут применить санкции за нарушения.

Антистраховой - стандартный блок

В  ФЗ «Об ОСАГО» установлен страховой тариф, где учитываются коэффициенты за такие обстоятельства:

  1. Если владелец авто предоставит страховой компании ложные сведения, что повлияло на страховую премию,  а именно привело к ее оплате в уменьшенной стоимости.
  2. Застрахованное лицо умышлено своими действиями содействовало наступлению страхового случая либо сделало все для того чтобы увеличить убытки, исказить обстоятельства происшествия, если все это направлено на получение увеличенной суммы страховой выплаты.
  3. При возникновении регрессных обязательств. То есть если к страховщику переходит право требования оплаты ущерба по ДТП от виновного лица.

Также стоит учитывать, что цена ОСАГО зависит не только от КБМ, а и от возраста, стажа, коэффициента сезонности, от мощности двигателя  и множества других показателей.


Павел Зернов

Павел Зернов

С отличием закончил Российский государственный социальный университет факультет юриспруденции и ювенальной юстиции. С 2009 года специализируется на страховых спорах: Комплексное страхование юридических лиц, автострахование, медицинская страховка.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором.

 

Мы в социальных сетях
Присоединяйтесь к нашим группам, чтобы всегда быть в курсе последних новостей