Страховой Юрист
Консультация в Страховых Спорах
  • Москва:
    +7 (499) 653-60-72 доб: 844
  • Санкт-Петербург:
    +7 (812) 426-14-07 доб: 319
Мы в соц. сетях

Почему отказывает страховая: распространенные причины

Отказ в страховом возмещении
Отказ в страховом возмещении

Ни один страховщик не заинтересован в том, чтобы перечислять клиенту страховое возмещение.

Поэтому, если есть хоть одна, даже самая неявная причина для отказа, страховая компания точно за нее ухватится – и в этом случае страхователю придется добиваться компенсации ущерба месяцами.

Уходить от ответственности страховым компаниям позволяют хитро составленные договора, которые любое происшествие способны трактовать как нестраховой случай.

Однако часто и сами страхователи «помогают» страховщикам – например, когда на месте происшествия поддаются панике и ведут себя ненадлежащим образом. Прочитайте статью и узнайте о самых распространенных причинах отказов страховщиков.

Содержание:

Виноват сам страхователь

Виноват сам страхователь
Виноват сам страхователь

Есть несколько распространенных оснований для отказа в компенсации, которые само застрахованное лицо «подбрасывает» страховщику:

  1. Срыв сроков. Пострадавший думает, что в страховой его будут ждать вечно, а потому не торопится предоставлять документы, предпочитая уделить время более важным вещам. Как результат, срок, указанный в договоре, пропущен, и сотрудники страховой совершенно обоснованно отказывают в приеме документов. Восстановить срок возможно, только если у страхователя были уважительные причины для опоздания (например, болезнь или командировка) – для этого придется обращаться в суд.
  2. Предоставление неполного пакета документов.
  3. Мошенничество либо искажение информации, предоставленной страховщику. Часто мошенничество заключается в том, что страхователь сам подстроил страховой случай, рассчитывая получить щедрую компенсацию.
  4. Нарушение положений договора. Скажем, договором КАСКО «Защита от угона» может быть предусмотрено, что страхователь должен оставлять авто на ночь на охраняемой стоянке. В этом случае, если авто ночью угнали не со стоянки, страхователю на компенсацию нечего и рассчитывать. Обвинять страховщика в неправомерном отказе неразумно, ведь это именно страхователь не выполнил условия соглашения.

Отказы водителям в выплате по ОСАГО

Отказы водителям в выплате по ОСАГО
Отказы водителям в выплате по ОСАГО

Предпосылок для отказа в возмещении водителям у страховщиков тоже предостаточно, однако, многие из них неправомерны.

Самые распространенные аргументы страховщиков таковы:

  1. Виновник столкновения не прописан в полисе. Это довольно запутанная ситуация: в одно ТС врезается автомобиль, за рулем которого находится друг или родственник застрахованного лица – словом, человек, который в полисе ОСАГО не фигурирует. Пострадавший отправляется в страховую компанию, где сталкивается с отказом, аргументированным тем, что ущерб был нанесен не застрахованным лицом. Подобный отказ неправомерен: страховая обязана выплатить компенсацию, а уже потом может истребовать деньги с виновника в порядке регресса. Пострадавшего не должно волновать, кто находился за рулем на момент ДТП.
  2. Водитель-виновник был пьян. Страховщики довольно часто используют отговорку, что пьяный водитель не отвечает за свои действия, а значит, случай нестраховой – пострадавшему нужно идти сразу в суд. Такая причина отказа тоже «вне закона»: как и в предыдущей ситуации, страховщик должен заплатить и уже потом разбираться со своим клиентом. 
  3. Виновник обжалует постановление. На месте ДТП инспектор ГИБДД оформляет протокол и постановление о привлечении к ответственности, однако, лицо, которое названо виновником, не согласно с решением инспектора и подает жалобу. В такой ситуации страховщик также не имеет права отказывать в возмещении, однако, пострадавшему нужно быть готовым, что ждать компенсации придется дольше.
  4. Виновник сбежал. В этом случае возможны два варианта развития событий. Первый: данные о виновнике присутствуют в постановлении инспектора ГИБДД – тогда страховая не вправе отказывать и должна выполнить обязательства. Второй: установить личность инициатора ДТП не удалось – тогда отказ в выплате компенсации вполне законен, и пострадавшему следует приложить все силы, чтобы «вычислить» виновника.

Как снизить риск получения отказа в возмещении?

Как снизить риск получения отказа в возмещении?
Как снизить риск получения отказа в возмещении?

Чтобы минимизировать риск столкнуться с отказом страховщика, страхователю следует помнить о нескольких правилах:

  1. Внимательно читать договор, особенно ту его часть, где конкретизированы условия получения возмещения и возможные причины для отказа.
  2. Обращаться только в крупные организации и исключить сотрудничество с компаниями-«однодневками». «Большие» страховщики дорожат своей репутацией, а потому не пойдут на откровенный обман.
  3. Настаивать на включении в договор всех важных для страхователя условий. Если сотрудник страховой компании утверждает, что не может включить в соглашение какое-либо условие, потому что «форма стандартизирована», лучше отказаться от сотрудничества и найти страховщика, который проявит большую гибкость.
  4. Соблюдать сроки. Например, при страховании ОСАГО передать документы в страховую компанию следует в течение 5 дней после дорожного происшествия. Сообщить страховщику об аварии лучше прямо с места столкновения.

Что делать, если страховая отказала?

В случае отказа в страховом возмещении страхователю нужно быть готовым к обращению в суд, но спешить туда не стоит. Прежде нужно:

  1. Написать претензию в страховую компанию. Претензия рассматривается как попытка страхователя урегулировать конфликт в досудебном порядке. Если страхователь не подаст претензию и не укажет в иске, что пытался решить спор мирным путем, то суд просто откажется принимать заявление. Скачать образец досудебной претензии в страховую можно здесь:
  2. Пожаловаться в такие инстанции, как Роспотребнадзор и РСА (если речь идет об автомобильном страховании). Даже если получить возмещение с помощью этих жалоб не удастся, неприятные проверки недобросовестному страховщику обеспечены. Жалобы в ЦБ и ФАС при отказе страховщика совершать выплату бессмысленны: эти организации контролируют только доступность и справедливую стоимость страховых услуг.

Если описанные меры не помогли получить компенсацию, следует пойти к юристам и попросить помощи в составлении судебного иска. Жадничать не стоит: корректно составленный иск не только сократит срок получения возмещения, но и повысит шансы на успех в судебном разбирательстве. После победы в суде страхователь вправе затребовать компенсацию расходов на юридические услуги – судья точно удовлетворит это требование, если стоимость услуг юристов была разумной.

Павел Зернов

Павел Зернов

С отличием закончил Российский государственный социальный университет факультет юриспруденции и ювенальной юстиции. С 2009 года специализируется на страховых спорах: Комплексное страхование юридических лиц, автострахование, медицинская страховка.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором.